Полезные советы с «Островка»: как повысить интонационную выразительность речи 02.02.2024

Иногда мы замечаем, что разговор с людьми «не клеится». Кажется, говоришь человеку что-то хорошее, а он как-то странно реагирует. И расстаетесь вы с неприятным осадком на душе. А ведь причина такого недопонимания может быть очень простой! Например, неудачный выбор интонации.

Чтобы разобраться в вопросе использования интонации, обратимся к руководителю нашего музыкального театра «ОстровОК» Марку Алексею Алексеевичу: «Представьте себе ситуацию: идете вы по улице и думаете о том, что вас заливают соседи. Или стиральная машинка сломалась. Или кот хрустальную вазу разбил. И вдруг слышите, что с вами кто-то здоровается. Поднимаете голову и автоматически отвечаете: «Здравствуйте!». Причем отвечаете с той же интонацией, которая соответствует вашим мыслям. Как вы думаете, что почувствует человек, если вы с ним поздороваетесь с интонацией вопроса «В чём дело?» или фразы «Оставьте меня в покое!» Как минимум, обидится и не поймет, что происходит. Что же делать?

Существуют специальные упражнения, которые помогают повысить интонационную выразительность речи, научиться передавать разные эмоции независимо от содержания текста и, конечно же, улучшить навык публичного выступления. Вот одно из них.

Вариант 1: «Слова и фразы». Произнося их, попробуйте выразить голосом разные чувства.

«Молодец!» – восхищение, удивление, насмешка, равнодушие, угроза.

«Пришёл!» — радость, тревога, презрение, ехидство, грусть, раздражение, обида.

«Открой дверь!» — гнев, грусть, радость, высокомерие, раздражение.

«Кушать подано!» — забота, удивление, вопрос, огорчение, восторг.

А теперь – домашнее задание. Придумайте как можно больше интересных интонаций к фразам: «Весна пришла», «Какой большой гриб», «Как мне быть», «Хорошо, что пришли», «Дождь идет», «Ты суп пересолил», «Скоро начнутся каникулы», «Здравствуйте».

Занимайтесь вместе с детьми, и пусть вас не покидает радость общения!»