А знаете ли вы, чем полезны скороговорки? 11.05.2024

Скороговорки знакомы нам с детства. На первый взгляд, в них нет ничего необычного. Но на самом деле они очень многогранны. И руководитель музыкального театра «ОстровОК» поделился с нами секретами их использования:

«Скороговорки появились еще в древней Руси. Тогда их называли частоговорками и использовали для потехи. Первым оценил уникальные свойства этой сокровищницы народного творчества Владимир Даль. Он и дал скороговоркам вторую жизнь.

Хорошая дикция нужна не только актерам: она необходима учителям, диспетчерам, журналистам, дикторам, комментаторам, политикам, бизнесменам - всем, чья деятельность основана на общении с людьми, на передаче вербальной информации.

Формирование четкой речи помогает ребенку успешно учиться, общаться и гармонично развиваться. И скороговорки в этом деле - отличные помощники. Они активизируют работу мозга, укрепляют артикуляционные мышцы, формируют правильное дыхание, развивают познавательные и творческие способности, обогащают словарный запас и заряжают отличным настроением.

Со скороговорками каждый специалист - от логопеда до педагога сценической речи - работает по-своему. На «Островке» тоже есть своя методика.

Шаг первый. Перед педагогом стоит сложная задача - произнести простую, известную скороговорку так, чтобы у ребят загорелись глаза от восхищения. Пусть ваш успех пробудит у детей желание добиться того же.

Шаг второй. После того как дети убедились, что задача действительно сложная, сообщите им тайну: слова можно приручить, если хорошенько их себе представить. И начинайте разбирать каждое слово, тщательно, не торопясь. Обогащайте сюжет деталями, новыми образами. Придумайте историю, задавайте вопросы. Например, скороговорка «На дворе - трава, на траве - дрова. Не руби дрова на траве двора». Пусть ребята представят себе двор. Какой он, где находится, что происходит вокруг, есть ли во дворе какая-то живность? Дальше акцентируйте внимание на траве. Весь двор порос травой или это всего лишь маленький участок? Разберите таким образом весь текст скороговорки.

Шаг третий. Дети медленно произносят текст. Если скороговорка не запоминается, задавайте наводящие вопросы: Где? - На дворе. Что на дворе? - Трава. А на траве что лежит? - Дрова. И так далее.

Шаг четвертый. Предложите ребятам рассказать скороговорку, поделив ее на равные части. «На дворе – трава» (вдох, концентрируемся на следующей части). «На траве – дрова» (вдох). «Не руби дрова» (вдох). «На траве двора». Кстати, вот эта последняя фраза - самая сложная. Проработайте ее отдельно. У детей должен закрепиться образ травы, принадлежащей двору. Сравните эту фразу с первой – «На траве – дрова», подчеркните разницу между ними.

Шаг пятый. Ребята произносят скороговорку все вместе, в медленном темпе. Задайте ритм хлопками в ладоши - это может подключить еще одну нейронную связь. Постепенно увеличивайте темп.

Шаг шестой. Поделите равные части скороговорки между детьми. Пусть один начинает, другой подхватывает, третий продолжает, четвертый заканчивает.

Шаг седьмой. Предложите ребятам произнести скороговорку индивидуально, в удобном темпе, и наслаждайтесь результатом. Помните: скорость - это высший пилотаж. А нам, в первую очередь, важна чистота произношения. Если ребенок произнес текст не быстро, но в это время не сделал ни одной ошибки и ни разу не остановился - это уже большая победа!»