1. Материал. Перебрать сотню стихов, чтобы найти То Самое: обладающее художественной ценностью, глубиной, образностью и, конечно же, идеально подходящее чтецу.
2. Композиция. Расставить в стихотворении смысловые акценты, паузы, прорисовать динамику, выстроить темпоритм.
3. Жизнь. Побеседовать с чтецом о смысле произведения, разобрать непонятные слова, познакомить с неизвестными фактами. Предложить поставить себя на место героя и ответить на вопрос: "А что я сам чувствовал бы в данной ситуации? Как действовал бы?"
4. Техника. Напомнить о правильном дыхании, безупречной артикуляции и мышечной свободе. Провести борьбу с проглатыванием окончаний и бешеной скоростью радостно выученного текста. Убрать нарочитые и иллюстративные жесты.
5. Штрихи и нюансы. Нарисовать в воображении детальные портреты героев. Представить обстановку: ощущения, запахи, звуки. Понять позицию автора и найти баланс между ней и собственным взглядом. Только полное погружение в материал даст нужный настрой, естественные интонации, круговорот энергии между чтецом и зрителем.
6. Здесь и сейчас. Каждая репетиция - это маленький спектакль. Каждое выступление должно быть настоящим, естественным, реальным. Все переживания должны оставаться свежими, не "замыленными". Поэтому нужно стремиться к постоянному их обновлению, поиску новых деталей.
7. Вишенка на торте. Это когда выходишь на сцену, под свет рамп и прожекторов. И, поняв, что наступил тот самый миг, когда десятки зрителей готовы подключиться к твоей энергии, которая неудержимо стремится выплеснуться наружу, ты... улыбаешься. И улыбка становится той самой искрой, зажигающей ослепительный фейерверк твоей маленькой и одновременно огромной истории.
Марк Алексей Алексеевич и Константин, награждённый Дипломом I степени на VIII Фестивале "Инклюзивная Москва 2025" в номинации "Художественное слово".
