"Давайте поговорим!": консультационное занятие в рамках работы Семейного ресурсного объединения "Взаимодействие". 25.02.2019

26 февраля 2019 года прошло очередное занятие-консультация в Семейном ресурсном объединении «Взаимодействие» на тему: «Давайте поговорим!». Учитель-логопед, Мугинова Нигара Нарметовна, на консультации рассказала о структуре диалога, его особенностях и трудностях его формирования у детей с НОДА.

Диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг друга. Это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к общей деятельности.

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития обучающихся коррекционной школы. Диалогическую речь необходимо развивать в силу сложностей формирования любого вида речевой деятельности у детей с ДЦП. Диалог нужен везде: в школе, в поликлинике, автобусе, магазине, везде, где происходит коммуникация, взаимодействие. Включенность в ситуацию, правильный подбор слов, фраз, речевого высказывания необходим для жизни, опыта и для того чтобы ощущать себя частью социальной общности. Основными трудностями в овладение связной речью и диалогом является то, что дети с НОДА:

- занимают пассивную позицию в диалоге;

- предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют диалог;

- в речи, в основном, преобладают короткие односложные предложения;

- в ответах часто ограничиваются одним словом;

- не умеют слушать и иногда с трудом понимают обращенную речь;

- не умеют последовательно и точно излагать свои мысли;

- редко пользуются формами речевого этикета;

- испытывают трудности в выстраивании фразы-ответа или вопроса;

- часто имеют ограниченный словарный запас.

Здесь на помощь в формировании навыка диалога к логопеду приходят родители, учителя, тьюторы, психологи, все педагоги школы. Только при совместном воздействии и взаимодействии получается полноценный результат. Ребенок общается, спорит, говорит, отстаивает свою точку зрения.

Нигара Нарметовна предложила участникам практической части занятия приемы работы для логопедов, родителей, психологов, тьюторов и других специалистов. Провела мастер-класс с применением специальных методов и приемов доступных для всех участников образовательного процесса. Показала, как при совместной работе, можно добиться большого результата.